Общение как ценность
Автор: Татьяна Боязитова
Тренинги и семинары - Статьи

     Сегодня,  многие родители, имеющие маленьких детей,  бьют тревогу и задаются вопросом: Нужно ли ребёнка ограничивать в доступе к компьютеру?  Вопрос достаточно непростой, так как с одной стороны, хотелось бы помочь ребёнку в освоении новейших и каждый день совершенствующихся компьютерных технологий, с другой, не лишить его такой ценности, как человеческое общение.

     Иногда создаётся впечатление, что будущее за продвинутыми технологиями. Мобильный телефон, Интернет  могут  удовлетворить  сегодня многие человеческие потребности. Не выходя из дома, не тратя усилий на установление контакта с живыми людьми,  можно зарабатывать деньги и их тратить. В какой-то степени у человека атрофируется за ненадобностью  душа, которая в своём развитии обязана трудиться. Человек всё чаще использует возможность  сократить непосредственное общение, свести к минимуму эмоциональные потери от со-переживания, со-чувствия и т.д.

     Рассмотрим историю из жизни: Женщина М. мама 12-летенего сына, воспитывает мальчика с 8 лет одна. Папа ребёнка начал злоупотреблять алкоголем, что и стало причиной развода. Мама работает бухгалтером и чтобы «сын ни в чём не нуждался», работает много, обслуживая несколько частных фирм. По её словам «всё началось» в первом классе, когда  сыну подарила  PSP по его же настоянию. У многих детей в классе были продвинутые игрушки,  и чтобы мальчик себя чувствовал «как все», а мама чувствовала себя «хорошей мамой», она удовлетворила его желание. Затем игрушка стала заменять мальчику всё свободное от  уроков время, а когда в доме появился компьютер, мальчик стал проводить практически всё время, играя в компьютерные игры. Мама особенно не волновалась, т.к. видела,  что многие его сверстники увлечены играми, забила тревогу только  когда начались проблемы с учёбой и вдруг выяснилось, что она не может контролировать вопрос доступа к компьютеру.  Попытки ограничить общение сына с компьютером встречали агрессивную реакцию со стороны мальчика. К вопросу о протекании раннего детства, стало известно, что близкого контакта с сыном у неё никогда не было. Пока мальчик был маленький,  с его воспитанием помогала бабушка, которая могла и накормить, и погулять,  и книжку иногда почитать.  Мама с папой тогда «пытались встать на ноги», заработать деньги на расширение жилищной площади. Но когда у мужа начались проблемы с работой, а затем и проблемы с алкоголем, ей ничего не оставалось, как взять на себя ответственность за материальное содержание семьи.

     Отечественные психологи утверждают,  что для   формирования психики человека, её гармоничного развития и становления  личности, особую роль играет общение со взрослым  на ранних этапах развития ребёнка. Все психические качества и свойства характера ребёнок приобретает через общение с родителями. Человека делает человеком только полноценное, всестороннее общение,  помогающее понять себя самого и мир Другого.

     У мальчика из нашего примера ситуация детства сложилась таким образом, что общение со взрослым не стало для него условием и фактором  развития, оно было подменено суррогатами – формальными вещами, подменяющими проявление любви и заботы. Уже на раннем этапе развития  отношения матери и ребёнка были достаточно поверхностными. Во многом, мать сама не нуждалась в их глубине по причине склонности к интроверсии и малой эмоциональности. На сегодняшний день можно констатировать у ребёнка неустойчивый тип акцентуации характера, что означает необходимость проведения целого  ряда мер по оказанию помощи маме и сыну для коррекции поведения ребёнка.

     Ответственные  родители  понимают, что,   вкладываясь, сегодня в общение с ребёнком, они получат гармоничную личность завтра. Проводя время вместе с ребёнком, открывая перед ним мир, откликаясь на его потребности, родитель учит ребёнка быть внимательным к собственному миру и  проявлять любопытство в познании Мира и людей. 

     Современное поколение молодых родителей – это те, которым в собственном детстве родителей «не досталось», так как они были вынуждены в смутные перестроечные времена просто искать пути  для выживания. Некоторые молодые мамы и папы воспитывают собственных малышей, следуя той же логике: «мы за деньгами, а дети- бабушкам, садам, няням, компьютерам и т.д.».

     Но появляются и совершенно другой тип родителя, который даже готов заплатить деньги, чтобы его научили общению с собственным ребёнком, такому, которое делает счастливым и его,  и ребёнка. Возможно,  поэтому у нас в городе набирают силу такие детские развивающие центры, где занятия посещают родители с детьми от 10 месяцев. Родителю, играющему  с ребёнком, психолог помогает понять  желания и реакции  малыша, а также научить адекватно и разнообразно на них реагировать; тем самым чувствовать себя компетентным, творческим родителем, способным видеть мир глазами своего ребёнка.

     Какой можно сделать вывод? Научив  ребёнка испытывать   удовольствие от истинной близости между людьми в процессе общения,  родитель закладывает фундамент  личности.  Это означает, что  в последующем  любые компьютерные и интернет- технологии не собьют его с пути, не сделают зависимым, так как истинная ценность  как стержень  будет направлять  его развитие.

 

© Все авторские права защищены. При копировании или любом другом использовании обязательна ссылка на первоисточник www.pro-acti8.ru